24.06.2013
Возвращение домой

Виталий Ченский
Комп&ньоН

Даже занимаясь интересной работой в высокотехнологичном офисе, человек тайно мечтает о естественной среде обитания. Как можно продвинуться в этом направлении, рассказывает Павел Гудимов.

 

На сегодняшний день не существует четкого и уж тем более общепринятого понятия «эколо-гический офис». Однако, похоже, мне удалось увидеть, что это такое, когда,работая над темой номера, я побывал в гостях у Павла Гудимова - дизайнера, архитектора, основателя студии Я Дизайн и арт-центра Я Галерея. Во внутреннем дворике своего офиса на улице Хорива он устроил небольшой сад в минималистичном духе. Сюда можно выйти на перерыв среди рабочего дня или устроить небольшую выставку скульптур. Сад состоит из ясеня и акации, зеленых кустов, растущих в двух железобетонных чашах, нескольких деревянных лавок и засыпанных мелким гравием площадок. Вот почти и все. Но этого вполне хватает, чтобы система начала жить своей жизнью. «С помощью ландшафтного дизайна мы можем задавать определенный тон, однако природа прекрасна сама по себе и развивается по-своему, - говорит Павел Гудимов, с одобрением глядя на ветви кустарника, атакующие бетонные конструкции. - Знаете, у нас тут какое-то время жил кот. Он страшно любил проходить через эти 
лавки (они выполнены в виде сквозных тумб) и спать внутри. Очень интересно. Занимаясь проектированием, мы об этом совершенно не думали...». Разумеется, построить идеальный эко-офис невозможно. Перфекционизм в подборе чистых материалов,
неизбежно будет ограничен финансовыми возможностями компании, а труд по созданию микроклимата нивелирован общим экологическим неблагополучием в стране. Это, конечно, не делает усилия в данных направлениях абсолютно бесполезными. Но, возможно, главные ресурсы внимания стоит прежде всего направить на организацию эффективного обмена информацией и позитивными эмоциями на рабочем месте.


Имеет ли для вас понятие «экоофис», которое сегодня все чаще используется в разных ситуациях, какой-то актуальный смысл? 
Для меня это понятие совмещает любовь к природе и умственной работе.
Здесьприсутствует еще зеленая архитектура и стремление к гармоничным отношениям между интерьером и экстерьером здания. Но в большинстве случаев это декоративное название, не несущее глубокого смысла. Что такое экоофис, если мы продолжаем покупать продукты в пластиковой таре? И какова цена вашему экоофису, если ваша компания загрязняет целую страну?

 

Если позволите, я также поделюсь своим пониманием. Вот, например, существует термин «green оffice», описывающий рабочее пространство, которое наносит минимальный вред окружающей среде (за счет сниженного энергопотребления, например). Главное же свойство экоофиса - наносить минимальный вред здоровью тем, кто внем работает (для этого используются экологически чистые материалы, устраивается качественное освещение, вентиляция ипроч.).

 

Откровенно говоря, в нашей стране мало  экоофисов. Есть один пример, который мне известен, - офис дипломатического представительства США на улице Сикорского, где минимизировано потребление энергии, а для освещения помещений используется по максимуму дневной свет. Но в основном компании, большие и маленькие, богатые и не очень, исполь-зуют недорогие материалы, не сильно беспокоясь об их экологичности. К тому же большинство офисов в Киеве не оборудованы вентиляцией. Понятно, что денег на все не хватает, но работоспособность то у людей падает от недостатка свежего воздуха. Поэтому я считаю, что это скорее  тема для размышления вслух, нежели какая-то четкая выработанная система понимания ситуации. А учитывая наш уровень культуры, сформировавшейся во время быстрого погружения в капитализм, можно ожидать, что мы будем в основном заниматься какой-то имитацией.

 

Ну, вот мы сидим и беседуем сейчас в месте, которое можно назвать... 


Переходным вариантом. Сидим в загрязненном городе, но возле густых разросшихся кустов. 

 

Эта замечательная терраса с точки зрения эффективности рабочего про-
цесса - функциональное место? 

 

Разумеется, функциональное. Вышел наружу и сразу «перезагрузился». А в летнее время включил Wi-Fi и работаешь. Да, капсула, в которой ты прячешься от непогоды, имеет свои преимущества, но в ней ты недополучаешь воздуха, солнца, звука, эмоций... Приходя сюда, можно компенсировать все это. Лично мне важно иметь выход на природу. 


Каких еще принципов придерживается студия Я Дизайн при создании современного офиса
?


Например, недавно нами был закончен ремонт креативного офиса в лофтэстетике для продакшен-студии Fix Digital, находящегося в здании старой советской фабрики на Подоле. Мы решили оставить старую форму и подчеркнули ее. Убрали варварский гипсокартон, которым здание успело обрасти за последние годы, открыли все перекрытия, перемычки и прочие внутренности, освободили от евроремонтности. Считаю, что 
на текущий момент очень много уже сделано в архитектуре и дизайне. Поэтому иногда не надо выдумывать что-то новое, надо просто правильно им распоряжаться, модерировать
.


В данном случае речь шла о креативном офисе, который должен выра-
жать принадлежность его обитателей к определенной индустрии. Но вам ведь приходится иметь дело и с некре-ативными офисами?
 


Это, может, даже еще интереснее. Некреативный офис можно немножечко откреативить. Но речь, конечно, не о том, чтобы превратить его в развлекательный центр. В свое время мне пришлось консультировать по части офисного дизайна немецкую компанию (профиль - химиндустрия), имеющую представительство в Украине. Я попросил ее сотрудников принести из дома старые вещи из прошлого, которые им самим нравятся, чтобы ими 
можно было бы декорировать интерьер. Вы знаете, очень интересные вещи 
подобрались. Кто-то принес необычную тарелку, кто-то чеканку со Змеем Горынычем,
очень неплохо сделанную... Таким образом, нам удалось убрать из помещения стерильность, скуку, часто ассоциирующуюся с офисной атмосферой. Но самое интересное и при-ятное сотрудничество у меня было с Delta Premier (подразделение Дельта Банка, занимающееся обслуживанием состоя-
тельных клиентов. - Прим. ред.). С ними мы сделали несколько офисов. В одном из них удалось неплохо поработать с колористикой. Например, мы покрасили основное пространство в нейтральный цвет (серый, оливковый), а кассовый узел - в горчичный - насыщенный, хороший, теплый цвет.

 

Что это дает? 


Опять-таки психическую «перезагрузку». Когда я как дизайнер работаю спространством, мне интересно, чтобы человеку, который внего попадает, не было сразу все понятно - это вызывает скуку. Вообще мне кажется, что колористика здорово недооценена в том числе
и в офисных интерьерах. 


Можно предположить, что обычно цветовая гамма офиса подчиняется корпоративным цветам, которые уже выбраны. 


Это в лучшем случае. А в худшем - все красится в светло-желтый.


Это что, самый популярный офисный цвет?


Да. Это просто как анекдот. А ведь психологически такой цвет очень сложный. Он сужает пространство и делает его бесформенным, когда становится тотальным.


Вы говорите сейчас об очень интересных эстетских вещах. Но ведь клиент, заказчик офиса должен быть к
ним готов?

 

В случае с Delta Premier мне повезло общаться с очень хорошей молодой командой, которая прекрасно отзывалась на наши идеи. Знаете, мы ввели в офисы даже камины. Вы когда-нибудь видели банки с каминами? Причем они работают (на спирту). Это не имитация. 

 

Вот эти камины, декор, который люди приносят из дому, - признаки общей 
тенденции к смягчению рабочего пространства, к его одомашниванию?
 


Да. Хотя тапочки на рабочем месте носить необязательно. Вспомним 
историю офиса. Это начало эры индустриализации, середина XIX в. Человек до этого работал дома, теперь же ему надо было идти в контору, на фабрику, к станку, швейной машинке и т. п. Надомный труд стал меньше использоваться, стал менее престижен.

 
Таким образом труд был вынесен за пределы обитания.

 

И место для труда стало другим, и среда обитания никак не должна была напоминать о работе. Но сейчас опять все возвращается на круги своя. Сегодня многие люди вообще не появляются в офисах и при этом добиваются достаточно больших карьерных высот. 
Я у себя, кстати, давно распустил все офисы. Только арт-менеджеры постоянно работают здесь, а дизайнеры, архи
текторы делают работу на дому. Какой смысл держать людей в одном помещении? Мы собираемся иногда, но в основном люди сидят дома. Они больше 
общаются с детьми, тратят намного меньше времени на дорогу.

 

То есть либо человек остается у себя дома и работает дистанционно, либо он дом как бы переносит на место 
работы, делая его более дружественным (хрестоматийный пример - офисы Google).


Но существует связующее звено - интернет, позволяющий все это делать и дающий возможность создавать единый поток информации. 

 

Получается, офис сегодня формируется главным образом потоком информации, а не стенами и пространством? 

 


Нет, не пространством. Я считаю, что мы сейчас возвращаемся к более естественной схеме, которая существовала до XIX в., - где живешь, там и работаешь. Каждый день кайфуешь. Ты можешь сидеть в саду и работать. Как по мне, офис будущего - не просто
какие-то coworking spaces - это практически дом.


Комп&ньоН


більше публікацій