Журнал: «Компаньйон»
Роскошь воздержания

май, 2009

Аскетический дизайн – один из ведущих мировых трендов последних лет. Овладеть его роскошью сможет тот, кто имеет тонкий вкус, глубокую внутреннюю жизнь или у кого есть хороший консультант.

 

В КОНЦЕ XX- началеXXI вв., подыскивая опре­деление для новых проектов ведущих миро­вых дизайнеров, критики все чаще стали при­бегать к прилагательному «аскетический». Это слово, все еще хранившее легкий запах цер­ковного ладана и напоминавшее о духовных подвигах религиозных отшельников, начало теснить при­вычный термин «минимализм», поскольку выражало новый, более глубокий этап раз­вития сдержанного и интеллектуального направления дизайна.

 

Монастырь для CALVIN KLEIN

Среди знаменитых архитекторов современно­сти британец Джон Поуссон, пожалуй, один из тех, чье творчество в наибольшей степени достойно названия «аскетическое». Поуссон – влиятельнейшая фигура современного дизайна, автор бестселлера «Minimum», действующий премьер-министр минимализма». Широко известные работы британца – чешский монастырь цистерианцев Novy Dvur, отель Рuerta Аmerica в Мадриде, Medina House  в Тунисе и др. – блестящие эталоны жанра, в котором он работает. Даже его соб­ственный дом в Ноттинг Хилле местная пресса назы­вает «нарочито пустым». Путь к своим эстетическим и философским принци­пам Поуссон начинал еще в юности, когда во время учебы в Итонском колледже спал в гамаке из белого бре­зента. В дополнение к своему архитектурному образова­нию он провел некоторое время в Японии, жил в дзен-монастыре как обычный монах, хотя отшельником так и не стал. «Своей архитектурой я выражаю то, что не состоялось в моей жизни, когда я не стал монахом», – говорит Поуссон. Когда в сере­дине 1990-х компания Calvin Klein Inc. заказала ему создание сво­его флагманского магазина на Манхэттене, британец реализовал собственные слова в полной мере. Этот на первый взгляд абсо­лютно коммерческий проект Поуссона архитектурный критик газеты The New York Times назвал «дзенским переживанием». Для того чтобы понять, почему он удостоился подобной оценки, нужно представить, что здание не имело витрин, внутри не было эскала­торов, а интерьер поражал своей абсолютной белизной и практи­чески полным отсутствием теней. Магазин был готов к открытию в августе 1995-го. «Мы с Кельвином тогда подумали: «Как жаль, что сюда должны будут внести одежду», – шутил Поуссон.

 

Чарльз А. Райли II, выпустивший в 1998 г. книгу «Тhe Saints of  Moder Art» («Святые современного искусства»), расположил твор­чество Поуссона на одном из полюсов метафизической борьбы плоти и духа (или, если угодно, их диалектического единства), которая происходит испокон веков не только в области дизайна. «Стремление к аскетическому идеалу - одна из самых жизнеспо­собных и плохо осмысленных сил в современном искусстве, архитектуре, музыке, танце, литературе и философии», - пишет Райли. Аскетичный и даже монастырский Поуссон как будто противостоит излишествам, развлекательности и роскоши архи­тектуры 1990-х. Показательно, что антипод британца - знаме­нитый голландский архитектор Рем Кулхаас. «Чемпион гедониз­ма и романтического изобилия» свои философские взгляды на архитектуру изложил в книге, которая называлась «S, М, L, ХL.» Разумеется, Кулхаас выбирает ХL, то есть «ехtra large», что зна­чит сверхбольшой. Гигантские сооружения будущего только за счет своей величины окажутся выше традиционных понятий добра и зла.


СКИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА

В 2001-м, чтобы обозначить одно из ключевых направлений, которых собиралась работать архитектурная мастерская «Я Дизайн», ее основатель и руководитель Павел Гудимов при­думал термин «аскет-дизайн». Первый клиент поя­вился только через полгода. Сейчас в работе студии находит­ся одновременно пять-семь проектов, связан­ных с ландшафтным, интерьерным и предмет­ным дизайном. «Новая роскошь» требует не столько финансовых затрат (такие проекты относительно недороги), сколько интеллектуальных и даже духовных вложений. Большая часть аскетическо­го интерьера как бы монти­руется внутри личности. Оттого внешняя часть выгля­дит проще, но приобретает способность вызывать более глубокие впечатления. «Здесь речь идет не о том, чтобы мы жили по-бедненькому, – объясняет Гудимов. – Это прежде всего предложение подумать. Поразмыслить о том, как мы живем, как расставляем жизненные приоритеты. Аскет-дизайн – это смещение приорите­та от нарочитого богатства и роскоши в сторону стиля. По сути, мы упрощаем какие-то вещи, но не за счет качества жизни, а просто отказываясь от лишнего и ненужного».

Офис Гудимова целиком согласуется с его рассуждениями: светло-серые неоштукатуренные кирпичные стены, стол из фанеры, некрашеная металлическая батарея отопления, полки с книгами по архитектуре. На личную и профессиональную «аске­зу» его вдохновляет фанерное «убежище» Ле Корбюзье, проекты Джона Поуссона, Дэвида Эджайя и других архитектурных аске­тов современности. Его концепция аскетического дизайна состо­ит из следующих положений: конструктивно простая и каче­ственная мебель; максимальное использование местных матери­алов и трудовых ресурсов: интерьер с четко расставленными акцентами; заказчик нового поколения, обладающий внутрен­ней дисциплиной, желанием глубоко понять то место, где он живет, небезраз­личный к проблемам экологии, интересующийся искус­ством. «Иногда аскет-дизайн – это «не тро­гай, наслаждайся тем, что есть», иногда - «создавай приближенное к природе», – говорит Гудимов. – Конечно, есть катего­рия людей, которые не проявляют интере­са к своему интерьеру. Если при этом они хотят быть в тренде, то просто нанимают консультанта».

 

Изначально слово «аскеза» обозначало набор телесных и ментальных практик, способствующих достижению целей, лежащих за пределами человеческих чувств. В христианстве – это бескровная брань, направленная против страстей, стоящих на пути к духовным угодьям. Конечно, в наше время об этом можно ничего не знать, но в тот момент, когда вам приходится задуматься над дизайном своего жилища, вы немедленно стано­витесь участником древнего спора. Дух против плоти, аскетизм против гедонизма. На чьей стороне вы окажетесь? Каким бы ни было ваше решение, пусть оно будет принято осознанно и реали­зовано с непреклонной решимостью. Даже если речь идет всего лишь о скромном табурете из фанеры.                                                                      

Виталий Ченский

 



більше публікацій