Журнал: "Архидея"
Неидеально. Супер!

март, 2009
беседовала Татьяна Киценко, фото Мария Быкова

Кажется, «шароварно-калиновые» интерьеры давно стали одной из составляющих украинско¬го китча. Как к ним относитесь лично вы?
Все зависит не от стиля, в котором сделан интерьер, а от вкуса того, кто его делает. Т. е. проблема в исполнении. Самый распространенный вариант интерьера в украинском стиле сегодня — это «шинок», ресторан, в котором воссоздана атмосфера псевдоукраинского села.

И «яка розумна цьому  є альтернатива»?

Лет пять назад я задумал концепт-проект под названием «Гуцульский минимализм», в котором объединены предметы интерьера гуцульской хаты и минимализма. Меня всегда чертовски привлекало народное искусство Западной Украины: нравится практически все, что касается работы с деревом, тканью, керамикой. Хата строилась удобно, эргономично и где-то даже близко к модулору Ле Корбюзье. Народная мебель зачастую просто прекрасна. Сейчас, в XXI веке, можно актуализировать многие предметы интерьера.


То есть вы считаете, элементы фолка сейчас в тренде?

Да, и это один из наиболее значимых современных трендов, причем во всем мире. Фольклорное искусство сейчас становится все более популярным. Самые чувственные трендсеттеры открывают фонды по поддержке и изучению народного искусства, и даже в музеях актуального искусства проходят выставки, посвященные народному искусству.

Насколько у нас расходятся понятия «интерьер в украинском стиле» и «украинский интерьер»?
Они настолько далеки, что практически несопоставимы. Понятия «современный украинский интерьер», как и «современный украинский дизайн», к сожалению, вообще не существует — это надо признать. Мы не выдерживаем никакого сравнения ни со скандинавами, ни с немцами, ни с французами, ни с итальянцами. Большинство украинских дизайнеров компилируют: пытаются воссоздать в квартирах и домах заказчиков интерьеры, увиденные в каталогах или мебельных салонах. Для тех, кто старается придумать что-то сам — проектирует, занимается серьезным предметным дизайном, вводит стили — хватит пальцев обеих рук. Тут можно вспомнить таких гуру украинского дизайна, как Владимир Бондаренко и Юрий Рынтовт.

В чем вы видите свою дизайнерскую миссию?
Делать качественный продукт. А также воспитывать вкус молодых дизайнеров и заказчиков. Кроме того, в «Я Дизайне» создана ситуация конкуренции среди сотрудников. Люди, независимо от возраста и стажа работы, имеют возможность себя проявить, и в итоге возникают очень интересные концепты.


Когда вам в последний раз посчастливилось создать интерьер, который целиком устраивал бы и вас, и заказчиков?

В прошлом году, например, я сделал интерьер дома для коллекционера. Это двухэтажное здание под Киевом, в котором представлены работы лучших украинских художников современности. Приятно, что такую нашу идею, как бетонный камин, заказчик воспринял благожелательно. А ведь это может себе позволить только человек прогрессивный и подготовленный. Это совершенно нетипично для нашей так называемой «элиты», которая прячется в своих псевдозамках. Все решения в доме чрезвычайно просты. Внимание на мебели и свете не акцентируется: главное — произведения искусства. В общем, я счастливец: объекты, которые устраивают и меня, и моего заказчика, случаются по меньшей мере раз в год. Мы работаем не только с интерьерами, но и с ландшафтом, архитектурой. «Я Дизайн» — это дизайн жизни. Поэтому для нас важно не просто декорировать помещение, но создать атмосферу она — залог комфорта. В оформление дома могут быть вложены огромные деньги — и вы все равно не будете в нем чувствовать себя хорошо. В то же время самый аскетичный интерьер может быть выполнен так, что будет притягивать. Тут нужно думать, понимать, чувствовать.

 

Каковы составляющие атмосферы?

Пространство, креативное решение, декор, искусство, эргономика, энергетика хозяев и всех, кто занимался оформлением интерьера — вплоть до каменщиков и плиточников. Также очень важными факторами бывают домашние животные, предметы обстановки — вроде старого бабушкиного кресла... Недавно работали над объектом, для интерьера которого мне хотелось найти люстру в стиле австрийского ар-деко. На поиски ушло три-четыре месяца. В результате нашли-таки во Львове восхитительную люстру — хромированную, без лишнего декора. Повесили в спальне, где она и стала главной составляющей атмосферы. Каким вы видите идеальный интерьер? Я вообще не люблю идеальные вещи. Все прекрасно постольку, поскольку неидеально. Обожаю пошкрябан-ное, кривое, разваливающееся, старое. У меня даже песня об этом есть. Бетон, кирпич, металл, дерево — все эти материалы имеют изъяны, как и человек со всеми своими родинками, шрамами, несимметричностью. Это так мило, так здорово! Мир вообще состоит из неидеальных вещей, а потому и интерьер должен быть неидеальным.
Кстати, кроме произведений современного искусства, я коллекционирую старую деревянную скульптуру — сакральную, народную. Большинство предметов имеют изъяны: у кого-то нет ручки, у кого-то крылышка, у кого-то трещина через все тело или стерто лицо... Именно потому что эти скульптуры неидеальны, они и вызывают эмоции. А ведь в таких единицах, как эмоции, измеряется все: это, пожалуй, главная валюта современности.


И какие же интеръеры вызывают максимум эмоций у вас?
Те, которые совпадают с моим мировосприятием, и в первую очередь — мастерские художников, к примеру, Игоря Яновича. В его мастерской я ощущал себя вне времени и пространства. Помещение с высокими потолками находится на первом этаже австрийского дома. Из обстановки — советская мебель 60-х годов, старая газовая колонка, много картин. Нет ничего лишнего, каждый предмет обладает мощной энергетикой. Видно, что человек очень избирательно относится к атмосфере, в которой существует. В собственно мастерской пол практически полностью залит краской, и чувствуется специфический смешанный запах — масла, эмалей, битумных мастик... Также очень люблю бывать в загородном доме Павла Макова и мастерской Андрея Сагайдаковского.


Какие общественные интерьеры вас впечатляют?

Это преимущественно интерьеры музеев современного искусства. Не так давно купил несколько книг по новой музейной архитектуре и дизайну экспозиции. Оцените уровень дизайнеров, работы которых представлены в этих изданиях: Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Gehry), Жан Нувель (Jean Nouvel), Роберт Уилсон (Robert Wilson). Вывод: те, кто действительно многого достиг, работают с музеями как с самыми высокими пространствами, создавая атмосферу как конечный продукт. Интерьер офиса «Я Дизайн», на мой взгляд, также является одним из самых интересных. Выполнен он в придуманном мною стиле аскет-дизайн. Вайса квартира находится здесь, на Подоле? Да, это единственный район Киева, где мне хотелось жить и работать. Здесь очень сильна тема неидеальности, несовершенства. Мне доставляет удовольствие просто бродить по этим улочкам, пересекающимся совершенно по-манхэттеновски — под прямым углом. Люблю ходить к Днепру, к заливу, по Олеговской, Лукьяновской, подниматься на холмы, смотреть вниз, спускаться, заходить в какие-то кафешки. Если на Львове стоит печать Австро-Венгрии и Польши, то здесь ее нет. Это все очень наше, раздолбайское, разношерстное, плохо построенное, кривенькое.


Что же собой представляет дизайн вашей квартиры?
В квартире я снес все перегородки, какие только возможно, и сформировал пространство наподобие студии. Оштукатурил стены, покрасил в серый цвет. Первая версия квартиры была с «элементарной мебелью» из собственной коллекции «Куб»: низкие шкафы, пуфы, лавки. Потом, правда, сделал другие шкафы: я страшный собиралыцик, и, чтобы было куда складывать, пришлось сделать десятиметровую систему хранения. Ни в коем случае не с раздвижными дверями: шкаф-купе, наряду с гнутым гипсокартоном, для меня является обязательным атрибутом евроремонта. Поэтому моя система хранения состоит из обычных распашных шкафов. Начинается в коридоре с полочек под СО и ПУТ), потом идут шкафы для книг, гитар, всего остального, затем — небольшое рабочее место. Конечно, там еще есть аудио- и видеоаппаратура, музыкальные инструменты, работы моих любимых художников, деревянные скульптуры, много книг. Вдоль одной из стен расположена кухня — длиной буквально 2,5 метра.


Что, на ваш взгляд, следовало бы выбросить из вашей квартиры?

Думаю, мусор сегодня нужно выбросить. Все остальное имеет слишком большую художественную, сентиментальную или материальную ценность. Чего в вашей квартире не хватает? Определенно не хватает места. Хочется еще одну такую квартирку, а лучше — две.



більше публікацій