Журнал: "Архитектура и престиж"
Павел Гудимов: "Задача дизайна - не кричать, а говорить"

2002
Елена Олейник

С Павлом ГУДИМОВЫМ, гитаристом культовой рок-группы "Океан Эльзы", мы встретились в залах Дома архитектора, куда он зашел посмотреть выставку конкурсных работ ИНТЕР'УЕАР 2002". Как и все музыканты "Океана Эльзы", Павел, помимо музыки, имеет другую профессию, не менее привлекательную для его творческого воображения. Он по профессии - ландшафтный архитектор, учился во Львове, о чем вспоминает с большим теплом, а сейчас занимается дизайном - предметным, цветочным, мебельным. Он сам называет это направление "дизайн жизни", поэтому организация, которую основал Павел Гудимов, называется "Я-дизайн".

 

— Я использую в работе три основных материала: дерево, ткань и ДСП. Прежде всего натуральное дерево, ясень. Моя коллекция ближе к минимализму, а не к садово-дачному направлению. Основа коллекции — мебель из дерева. ДСП мы используем как искусственный элемент, ткань — как натуральный, похожий на человеческую кожу, а дерево — нечто совсем другое, идеально теплый материал. Я анализирую отделочные материалы или какие-то предметы интерьера с точки зрения температуры — теплый, холодный, — и с точки зрения звука. Каждый предмет у меня ассоциируется с каким-то звуком или музыкой. У меня есть определенная теория, как озвучивать помещения. Оказывается, слияние ауры интерьера и музыки усиливает восприятие среды. Каждое время суток можно озвучивать по-разному. Это называется слуховой дизайн. Для меня помещение является живым организмом, ведь в нем находятся души. И сочетание звуков образует харизму помещений. Это одно из направлений, которые образуют тот самый "дизайн жизни".


Павел Гудимов — большой знаток современного искусства, глубоко разбирается в дизайне, архитектуре, живописи.

— Я очень серьезную ставку делаю на развитие современного искусства в Украине, которое у нас очень интересно, но находится на низком уровне доступности, узнавания. Каждый художник сам по себе. По сути, творческий человек находится в положении бесправного агрегата, на котором зарабатываются деньги. Это приводит к тому, что культурный уровень страны занижается. Может быть, нужно расшевелить эту систему, рассказать людям об их правах.

 

— Мне кажется, что вы своим творчеством уже очень много сделали для престижа страны. Я, наряду с другими жителями Украины, горжусь тем, что у нас в стране существуют такие замечательные рок-группы, которые сейчас широко известны и в России.

— Да, наверное. Мы своим творчеством ненавязчиво говорим о том, что не может быть все постоянно плохо. Да, мы минорная группа, но это светлый минор. То, что группа из андергра-ундной, узкой группы превратилась сначала во всеукраинскую, а теперь уже известна более широко, говорит о том, что мы оказались в нужное время в нужном месте. Но теперь нам уже одной музыки недостаточно. Нужно говорить с людьми и на многие другие темы. У каждого из нас есть другие интересы, свои увлечения. Славик — физик, профессионал. Денис увлекается автомобилями. Юра, басист, профессионально занимается фотографией, Дима — джазом. Я просто решил развить свое увлечение дизайном, архитектурой, предметным дизайном, живописью, графикой.

 

Павел — современный человек, который прекрасно понимает, что для успешного творчества подчас недостаточно лишь желания и таланта.

— Каждая мода не может стать модой только потому, что это что-то хорошее. Нужен элемент раскрутки. Так же с "Океаном Эльзы". Была долгая работа по становлению, и не только в музыкальном плане. Читатели вашего журнала — солидные люди, они понимают, что в жизни не происходит все само собой. Нужна планомерная работа, раскручивание, менеджмент, производство, продюссирование. И мы пользовались услугами всего этого набора, который во всем мире является сопутствующим производству такого товара, как музыка. То же касается остальных аспектов нашей жизни. Для того, чтобы что-то хорошее стало общим достоянием, надо много работать. Нужно популяризовать архитектуру так же, как популяризуется музыка.

 

Павел оценил уровень конкурсных работ на лучший интерьер, как профессионал, очень высоко.

— Я всегда знал, что в Украине хорошая школа интерьера. Но когда я попал на выставку, увидел, насколько много новых работ, насколько люди "секут" то, что происходит в современном мире. Я не буду говорить, что мне понравилось все. Но в каждом городе есть талантливые архитекторы, работающие в разных стилях. Мне очень нравятся харьковские, одесские работы. Насколько хорошо люди умеют подать местный колорит, не привязываясь к какому-то конкретному стилю. Я не увлекаюсь шиком, где квартиры похожи на демонстрацию возможностей строительных материалов. Главное — это идея, чистота, пространство, воздух. Чем мне некоторые интерьеры понравились, в частности, несколько харьковских магазинов? Там есть понятие воздуха. Этот объект космополитичен: как он мог быть создан в Милане, так он существует в Харькове. И это прекрасно. Все интерьеры, которые были на выставке, оригинальны. Я не видел никаких сворованных вещей. Наши архитекторы уважают себя и реализуют свои идеи, а не "снимают сливки" с западных интерьеров. Если говорить о предметах, о вещах, об интерьере, то самое важное для них — это свое лицо. Я думаю, что года через три уровень будет еще выше. Другая проблема — это заказчики. Не каждый архитектор за свои деньги может воплотить свою гениальность, как это сделал бы Филипп Старк. То что было представлено на выставке — это популярная архитектура, утилитарная, доступная. Это не имеет отношения к авангарду как таковому. У нас нет направления элитарной архитектуры, потому что нету заказчиков. Когда мы придем к тому, что под вкусы каждого конкретного заказчика сможем предложить несколько архитекторов, работающих именно в этом стиле — классицизме или хай-теке, — это будет серьезный сдвиг. И эту базу данных создаете вы. Вы занимаетесь самым благодарным делом — сосредотачиваете вокруг себя талантливых архитекторов. Выдаете им шанс, популяризируете их через такие конкурсы. Приятно жить в стране, где так стремительно развивается искусство интерьера, где люди чувствуют тенденции, где выпускаются журналы по архитектуре и интерьеру. Мне, как музыканту, обидно, что ни одного профессионального журнала музыкального в Украине нет, который не был бы узко элитарным и выходил регулярно, как "Архитектура и престиж", например.

 

— Когда мы создавали журнал семь лет назад, мы были первыми, как ваша группа. Рынка никакого еще не было. Мы начинали с нуля, без бюджета.

— А настоящие вещи не обязательно с деньгами делаются. Надо начинать со стремления и с идеи. А сейчас на Украине уже 7-8 изданий по архитектуре. В России их конечно больше, но там это в основном лицензионные издания, а у вас — свои материалы. Знающие люди понимают, что сделать журнал своими силами в тысячу раз труднее, чем просто взять и скачать из Интернета информацию. Мне очень нравится стиль вашего журнала, нравятся ваши редакторские статьи, чувство юмора. По сути дела, то, чем занимаетесь вы, то чем занимается "Океан Эльзы", то, чем занимаюсь я, как дизайнер, — это все направлено не на элиту, а на народ. Великая функция дизайна — не кричать, а говорить. Мне очень нравится, как говорит Филипп Старк: "Мое задание — убить дизайн, сделать его общедоступным". Каждый человек должен понять, что дизайн — это составляющая всей нашей жизни. Мы создаем себе свой мир и пользуемся лучшими образцами того, что уже создано. И задача моя и ваша — открыть глаза народу, объяснить, что все уже изменилось, все уже работает на вас. В следующем номере журнала мы планируем напечатать дизайнерские разработки Павла Гудимова и фирмы "Я-дизайн".



більше публікацій